Dendy своими руками
Долго назревало что-то подобное как Dendy своими руками, и стоял выбор между Dendy и ZX. Выбор пал на Dendy, но ZX буду собирать позже, после окончания рыболовного сезона )
На мой взгляд, вся суть сборки приставки заключается в 3 этапах.
Этап №1
Найти сбалансированную плату для монтажа Dendy своими руками.
Точнее сказать, найти граберы платы, сделанные профессионалами. Такие есть. Хочу выразить благодарность Хардварычу с форума emu-land.net и всем, кто участвовал в проекте по адаптации и настройке платы для Junior.
Так выглядит готовая плата. Заказывал я её у китайских друзей с АЛИ. Приехала она в течении 2 недель. Заказывал 10 штук, приехало 11. За что им и спасибо. По Москве сделать такую плату предлагали в 4 раза дороже. Она полностью подходит под стандартный корпус, имеет стереовыход аудио. Микросхемы выставлены оптимально для распайки и уменьшения длины дорожек.
Сами граберы для вытравливания, версия платы 01. Есть более новая, в ней отличается только расположение одного конденсатора. Считаю такую доработку не новой версией. Выкладывать её не буду. Собирал по версии 01, всё отлично, рабочая и отлично встаёт в стандартный корпус.
Этап №2
Полный комплект деталей для спайки Dendy своими руками.
Вот тут возникают сложности. Процессоры и сопроцессоры уже не выпускают, и найти можно либо старые запасы, либо через китайских друзей.
Процессоры и сопроцессоры. Для заказа через АЛИ обязательно вступать в переговоры о том, что будет высылать китайский друг. Короче капец) Но рано или поздно приезжают рабочие микросхемы и даже с небитыми пикселями. Последний, у которого заказывал, вот этот. От него приехали UA6527p, но они оказались обычными UA6527 и работали на частоте 21.47, пришлось собрать 2 генератор и проверять работоспособность процессора и сопроцессора на разной частоте. Будьте внимательны.
Самих систем может быть 2 варианта: PAL и NTSC версии.
NTSC версии: Процессор — UA6527, Видео процессор UA6528
PAL версии: Процессор — UA6527p, Видео процессор UA6538
Для выбора системы передачи видео сигнала, не забываем про основной генератор приставки. Разница в выдаваемой частоте генерации, на которых работают эти разные системы.
PAL работает на частоте 26.6
NTSC работает на частоте 21.47
Это все отличия в деталях при сборе PAL или NTSC систем.
Вариант деталей один Вариант деталей два
По задумке ребят, которые делали данную плату, все CMD компоненты размера 0805, но это большие по 2 мм детали я рекомендую впаивать размер 0603. Они более подходят для монтажа на данную плату.
Перед закупкой рекомендую посмотреть компоненты на старых платах модемов, материнках, роутерах и подобном хламе. Я выпаял от туда порядка 60% всех CMD компонентов.
Микросхемы: Как выяснилось, память не так уж и ограничена маркировкой. Главное — найти подобную память с характеристиками: 5V 32K X 8 CMOS SRAM, очень часто встречаются на старых материнках.
После того, как у нас есть все компоненты, осталось найти 60-пиновый разъём для картриджа)
Или мы его выпаиваем со старой приставки, или опять на АЛИ. Я заказывал вот тут, и у меня в запасе ещё остались, могу вручить по себестоимости закупки.
Ну и заключительный поиск упрётся в разъёмы для джойстиков. Тут, к сожалению, альтернатив мало: либо снимать со старой, либо лепить ляпуху из вот такой альтернативы: D-Sub DB15 Вилка должна быть угловая. Она отлично входит в плату и отлично держит джойстик.
Некоторые ссылки на детали:
Обратите внимание на микросхемы SRAM. Случайно не закажите широкие 24-пиновые. Нужны узкие 28-пиновые.
Диодный мост — его можно устанавливать и на 1 ампер. 1.5 стоит с запасом.
И сама плата в сборе со всеми деталями.
Этап 3
Дорожная карта при сборке Dendy своими руками
Схема, если кто всё-таки дочитал до этапа сборки) Чтобы открыть в полном расширении, на открывшейся картинке правой кнопкой — открыть в новой вкладке и уже левой кнопкой +.
Первым делом
Впаиваем 60-пиновый разъём и проверяем, как прозваниваются все его 60 контактов по дорожкам до тех мест, куда приходит каждый контакт. Почти половина ведёт к СPU, вторая половина — к PPU. Питание и выходы с генератора.
Вторым делом
Собираем схему питания. Разъём питания, диодный мост, стабилизатор с радиатором, конденсаторы до стабилизатора и после, кнопка включения и кнопка resset. Подаём питание и проверяем все последние ножки на всех микросхемах на наличие стабильного питания в +5 вольт. Последняя нога микросхемы +, минус находится на противоположной стороне в конце микросхемы.
Третьим делом
Собираем схему усилителя звука и вывода изображения. После сборки можно проверить работоспособность каскада касаниями к выходам левого и правого каналов с CPU, ножки 1 и 2. При касании к ним рукой должен появляться тихий шум на выходе усилителя звука. На вашем телевизоре, если вы подключили красный и белый выход ко входу аудио)
Касаниями к выходам с PPU ножка 21 на телевизоре при подключенном желтом кабеле к входу видео будет появляться мелкая рябь.
Четвёртым делом
Паяем все детали и каретки для микросхем на плату. Проверяем каждую припаянную деталь трижды: номинал, как припаяли, прозвонили её по месту.
Пятым делом
Вставляем все микросхемы на свои места. И пробуем запустить без картриджа. На экране должен появится квадрат, называется растр. Ну и какой-то непонятный хруст и звук при включении. Включаем.
Вставляем картридж и включаем.
Долгие мучения с бубном и тщательная проверка пайки ведёт к запуску данного аппарата)
Жёлтым — каскад аудио и видео усилителей и выходов.
Красным — детали питания схемы.
Синим — генератор частоты — для смены частоты с PAL на NTSC меняется только кварц, PPU и CPU.
Напоследок опишу основные проблемы, которые почерпнул на форуме и с которыми сталкивался сам:
Основная проблема: картинка есть, игра идёт на экране артефакты — битый PPU, не починить никак, только замена на заранее стабильный для проверки.
ПРИМЕРЫ:
Вторая причина
Питание есть, ничего не запускается вообще HELP!!!.
Причин море)
Первое и главное: ПАЙКА. Проверяйте 10 раз все детали на работоспособность перед пайкой.
Второе: микросхемы. Очень часто купленные микры не совместимы с китайскими катриками на 400 игр. Не хватает скорости обработки. Проверяйте работоспособность на старых картриджах, которые ещё на капле. У них микры на 5 вольт и там скорость медленнее, чем на новый китайских многоигровках. В моём случае причина незапуска картриджа Кулбой была в микросхеме SN74HC139N. На каплях все катрики работали , а новый 400 в 1 не запускался, пока я её не поменял.
Третья причина:
Криво спаянный генератор частоты. Проверяйте, есть ли генерация на ножках: PPU нога 18 и на CPU нога 29.
На них и проверяем осцилографом наличие генерации с нашего генератора частоты сигнала.
Если чего еще вспомню, добавлю)
За некоторыми деталями можно обращаться ко мне.
На основании всего вышеизложенного можно самому вполне быстро и с удовольствием собрать Dendy своими руками.
Всем удачной сборки.
147 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
Eugen
18.08.2021 в 20:10 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Добрый день, Woot. Спасибо за информацию. Буду искать дальше.
Valery
04.11.2021 в 13:17 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Добрый всем день. Уже прошло больше полгода как я собрал данную самодельную денди и она продолжает радовать меня своим не полосящим изображением, сочным звуком, и поддержкой всех игр с флеш-картриджа, за исключением некоторых игр европейского региона. Но меня смущало то, что во время продолжительного игрового процесса картинка начинала рябить и чувствовался сильный перегрев стабилизатора 7805 даже не смотря на поставленный радиатор. Так было когда приставка было собрана полностью в корпус, а когда она была (голой) то этой проблемы как и небывало. Устранилась рябь заменой 12V блока питания на 9V и нагрев был не сильным. Затем мне стало интересно узнать разницу между этой денди и оригинальным фамикомом. А разница оказалась колоссальной. Начну с того что между 4 выводом микросхемы 74HC139 и 20 выводом IS61C256AH-15N должен стоять диод зенера 1N5953, параллельно ему резистор 1.2 кОм и развязывающий конденсатор 68p на выходе диода, а здесь в денди они соединены напрямую. Зачем они нужны я так и не понял, но перед тем как я установил их, я заметил что у меня при всём желании ни как не запускалась одна игра: BreakThru. Точнее запускалась, но зависала на карте уровней, и так было со всеми девятью CPU, перезапуск не помогал. А когда установил игра стала работать, правда не всегда с первого раза, кнопка RESET здесь помогает, а 3 из 9 стали проблемными(один вовсе перестал работать с картриджами, другой работает, но с флеш-картриджем сильно зависает и даже не листает меню, третий без RESET не запускает картриджи). Далее, фамиком славится микрофоном на втором геймпаде, ну что ж сайт https://console5.com в помощь собрал себе геймпад с микрофоном, микрофон достал из завалявшегося мёртвого мобильника и полдела сделано. В приставке допаял не достающие компоненты, 10 вывод 74HC368 DD7 снял с земли и реализовал его на разъём первого геймпада под не использованный пин, соответствующий пину SOUND порта расширения фамикома, а также на слоте картриджа пины Sound In и Sound Out разделил и задействовал In, и вот чудо: говорю в микрофон и в телеке я слышу свой голос. Дааааа, вот уж не думал что наши первые ревизии стиплеровских денди были на такое способны и эта самоделка тоже, и кстати в японской версии игры Легенда о Зельде призраки с большими ушами под названием POLS VOICE убиваются микрофоном, да да, с контрафактными CPU это работает тоже (просто удивительно). В американской версии такой трюк не работает. Теперь осталась проблемка которая мне бросилась в глаза раньше, я запустил игру Gimmick в предвкушении услышать невероятный звук, где используется дополнительный аудио канал с картриджа, тем более в моём флеш-картридже этот канал реализован. Вот засада, нехватка музыкальных инструментов слышна в телеке, думал может этот канал на самом деле в картридже не работает, но нет, я попробовал его услышать через наушник подключившись к входу резистора R18 4.7 кОм и недостающий инструмент там играет. Я так понял ,что проблема в схеме микширования, то есть сигнал с дополнительного аудио канала поступает на микшер но почему-то не микшируется. Помогите пожалуйста решить эту не простую задачу, уж очень хочется вкусить этот качественный звук на приставке, тем более что эта приставка можно сказать уже больше не денди, а именно фамиком. Заранее благодарю
Valery
16.11.2021 в 21:30 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Добрый всем вечер. Проблему с отсутствием дополнительного аудиоканала решил. Для этого пришлось доработать схему микширования звука в флеш-картридже, поставить резисторы одинакового номинала (поставил по 220 Ом вместо 2.2 и 470, в качестве подсказки о схеме использовалась схема аксессуара караоке для фамикома, так как ни одной схемы картриджей с дополнительными аудио-чипами не нашёл, а подборка номиналов резисторов была импровизирована), а так же пришлось отказаться от схемы стерео усилителя выполненной на микросхеме 4558, поскольку после неё звук был сильно хриплый и зашумленный, и обошёлся конденсаторами 47 мкФ на разъёмах. Очень жаль было отказываться от стерео звука только из-за такой мелочи. Да, но зато Gimmick, Akumajou Densetsu (Castlevania 3) зазвучали так шикарно, можно было подумать что играет 8-битный оркестр, а вот игра Lagrange Point меня вообще сразила наповал своим звуком похожим на 16-битный, и вы не поверите, на имеющейся у меня в запасе денди в виде клавиатуры Киборд К-001 эта игра работает вообще без музыки и лишь несколько звуковых эффектов иногда появляются, а ведь тоже самое я мог услышать и на этой самоделке. Конечно вся эта доработка выглядит как (костыли) на плате, на зато получился уже полнофункциональный фамиком. Предлагаю доработать схему и выложить в свободное скачивание новые граберы, чтобы у всех был выбор (а вдруг из интереса кому-то захочется использовать геймпад с микрофоном к примеру) ну и конечно что бы не приходилось поверх платы монтировать провода, а потом мучиться с установкой в корпус и устранять случайные КЗ, как мне. С наилучшими пожеланиями
Woot
17.11.2021 в 12:45 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за полное описание вашей доработки.
попробую добавить ваши доработки в схему и предложить 2 варианта для пользователей.
Valery
18.11.2021 в 21:51 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Очень хорошо. Да и вот что ещё забыл заметить, у разъёма порта расширения не понятно зачем в место пина Sound стоит пин J1D0. Если это сделано для того чтобы было проще подключать самодельный разветвитель на четверых игроков и играть в компании, то тогда всё понятно, а как же быть, например, тем у кого есть бандаевский автомат hyper shot, конечно если музыка из в него встроенного динамика звучать просто не будет, то это не критично, а не будут ли вносится в игру некие цифровые помехи. Например, я подключал самодельный геймпад с микрофоном в порт расширения как для второго игрока, а регулятор чувствительности микрофона в ноль выставить забыл, и решил проверить как будут вести себя разные игры, и конечно же управление у первого игрока хоть и не сильно, но искажалось (выполнялись те действия которых игрок не совершал, т.е. самопроизвольно срабатывал прыжок или удар, иногда передвижение было несколько затруднённое), и тут я понял что в порт расширения его подключать не стоит. Может будет лучше если порт расширения будет распинован так как его задумали в нинтендо, или хотя бы сделать тумблер переключения для этого пина между Sound и J1D0? Да, меня это заставило призадуматься. И ещё, может стоит добавить 5-ти и 6-ти штырьковые разъёмы для так называемых встроенных джойстиков, для тех кто хочет сохранить первоначальный вид корпусу своей приставке. Лично я свой корпус не много изуродовал ради того чтобы встроить компьютерные разъёмы DB-15, а к плате припаял навесом штырьки для подключения обрезков проводов от встроенных джойстиков через их же разъёмы с последующей распайкой разъёмов DB-15 под съёмные
Алексей
02.12.2021 в 22:35 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Все эти штырьки и перенастройка микшера давно придуманы. Сходите на Эмуленд. Давно есть новые ревизии плат. Собрал около 10 шт. приставок разных ревизий плат. Проблем со стерео и доп звуком на аппаратном уровне никогда не было. Проблемы с доп звуком наблюдались на флешкартридже Everdrive N8, там какой-то косяк в софте, который вроде как до сих пор не исправлен разрабом. Я где-то находил на забугорном форуме правленый каким-то энтузиастом файл, чтобы доп звук на Everdrive N8 работал корректно. J1D0 как правило менял на Sound по согласованию с заказчиком. Идея сделать переключатель возможно хорошая, но востребована ли…
Максим
15.03.2022 в 15:18 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Подскажите пожалуйста такой момент:
В списке компонентов есть конденсатор 15пФ NPO 100В 5%0603, возможно ли его заменить на 15пФ 50В 0805, так как данного номинала нет у меня? Спасибо за ответ!
Woot
15.03.2022 в 15:28 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Добрый день, Максим.
Вам требуется 15пФ и размер самого конденсатора.
Вольтаж на схеме 5 вольт и, следовательно, если он будет 100в или 50в совершенно не важно.
Заменить можно. И по месту впаять получится, если есть опыт пайки SMD.
Alex Power
05.05.2022 в 23:21 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Отличный блог. Спасибо! Собрал денди джуниор и всё радует в нём!
Хочу заказать прозрачный корпус из акрила. Может быть кто-нибудь проектировал его
и любезно поделится файликом нарезки акрила. Буду ооочень благодарен!
Александр
21.05.2022 в 11:19 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Woot, а почему такой упор делаете на транзисторный генератор? Почему не использовать генератор на TTL логике — это же проще и деталей на порядок меньше?
Виталий
18.09.2022 в 23:36 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Привет Woot. Знаю что идея возникла в башке настолько же интересная, насколько и бредовая: А что если реально собрать на каком нибудь старом 16 битном процессоре свою ПРИСТАВКУ МЕЧТЫ.
Есть же SEGA MD2 и SNES и Turbo Grafx16 и ещё куча других, на кой хер изобретать велосипед заново?
Так то да, Я согласен. Но вот какая штука: ни для одной из них нет адекватного конструктора игр такого, чтобы смог разобраться даже школьник. Всякие 3Д АНРЫЛЫ ЭНЖАЙНЫ и прочие мне не интересны, а вот запилить и выпустить свою 16битную приставку со встроенным конструктором игр в 2022, вот это было бы просто БОМБА.
И вложить в неё хочется все идеи, что накопились за столько то лет: 2 слота под картриджи(позже поясню зачем и при чём тут игра Sonic & Knuckles), 4 слота под геймпады, возможность играть по локальной сети на 8 игроков, своя простенькая операционка, где можно будет регистрировать до 3 пользователей, менять настройки управления играми и приложениями, 3 usb порта, клавиатура + мышь + руль трансформер + световой пистолет с вибрацией. Встроенное 8 битное железо в геймпад со съёиным экраном уровня геймбой, чтобы потом можно было заменить его на более качественный.
Кому зашло и есть нужные навыки запилить такое, стучите в ВК: https://vk.com/vitaliyorlov3 или в скайп: VitaliyOrlov3
Woot
20.09.2023 в 11:16 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Виталий, добрый день.
Идея по сбору 16 бит заманчива согласен.
Я даже пробовал подрядить ребят которые участвовали в разработке и модернизации схемы 8 бит.
Но на практике эксплуатации китайских клонов SMD2,все однозначно пришли к выводу что кроме как просто повторить один из клонов ничего толкового не получится. Уж больно кропотливая работа по разработке своей схемы.
То звук плохой. то изображение крошится .
Одни словом очень хлопотно.
Я хотел приобрести одну из оригиналов SMD2 для себя.
но купил добротный клон, сделал на нём стерео и на этом остановился.
Максим
06.03.2023 в 22:50 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Здравствуйте Уважаемый разработчик!)
Можете подсказать, куда копать:
Игра Боевые жабы и ДД.
Данная игра зависает на одном месте, а именно на первом уровне как только начинается игра (когда жаба выгружается на борт корабля). Просто появляется черный экран и игра виснет. НО, самое интересное в том, что мною было собрано 2 таких приставки на одинаковых компонентах обе. И на одной все работает как положено. Уже игру успел пройти) А вот на второй — зависает в одном и том же месте. Тоже касается проблема и первых жаб на этой же консоли — когда жаба на первом уровне выпрыгивает на землю и также черный экран. Можете кто подскажет куда копать?
Woot
09.03.2023 в 16:25 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Добрый день, Максим.
Мне кажется это проблема со SRAM.
Если есть возможность без последствий поменять, начните с них.
Андрей
30.03.2023 в 15:42 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Здравствуйте.
Сделал свою Денди, но она не запускается. Вопрос такой, можете сказать какая должна быть амплитуда сигналов синхронизации на ножках CPU и GPU? Сигнал у меня есть, но меньше одного вольта. Как-то очень мало. Но при этом растр на телевизоре есть.
Есть три GPU и два CPU. Но не работает.
Woot
28.04.2023 в 09:28 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Андрей.
Первым делом проверьте наличие частоты генерации на CPU и PPU
далее проверяйте наличие 5 вольт на всех микросхемах.
А уже потом внимательно проверьте всю пайку.
Если всё перечисленное в норме, надо искать точно рабочие все микросхемы и проверять с ними.
Андрей
19.09.2023 в 12:34 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Извините, долго не до этого было. Вопрос в том какая должна быть амплитуда сигналов? Т.е. частота генерации на выходе есть, но размах очень маленький. Меньше вольта. Нет нормальных единиц и нулей, как например на шине данных. Это норма?
Woot
20.09.2023 в 11:08 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Добрый день Андрей.
Тактовый генератор задаёт сигналы для синхронизации различных процессов.
Сам уровень сигнала, даже незначительный, вполне рабочий вариант.
Я так понимаю у вас генерация есть, вы собрали вс. схему, убедились в том что все микросхемы заведомо рабочие, а никакой картинки на экране нет ?
Андрей
11.10.2023 в 07:38 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Здравствуйте. На экране только сам экран. Т.е. однотонный фон. На разных PPU он разного цвета. Наверно кто-то из них неисправный, но пустой видеосигнал выдают все. Однако, на РРU совершенно нет цифровой активности. На цифровых выводах совершенно тихо.
← Ранее 1 2 3
Загрузить еще комментарии