«

»

Май 29

Dendy своими руками

Dendy своими руками

Долго назревало что-то подобное как Dendy своими руками, и стоял выбор между Dendy и ZX. Выбор пал на Dendy, но ZX буду собирать позже, после окончания рыболовного сезона )

 

На мой взгляд, вся суть сборки приставки заключается в 3 этапах.

Этап №1

Найти сбалансированную плату для монтажа Dendy своими руками.

 

Точнее сказать, найти граберы платы, сделанные профессионалами. Такие есть. Хочу выразить благодарность Хардварычу с форума emu-land.net и всем, кто участвовал в проекте по адаптации и настройке платы для Junior.

 

Так выглядит готовая плата. Заказывал я её у китайских друзей с АЛИ. Приехала она в течении 2 недель. Заказывал 10 штук, приехало 11. За что им и спасибо. По Москве сделать такую плату предлагали в 4 раза дороже. Она полностью подходит под стандартный корпус, имеет стереовыход аудио. Микросхемы выставлены оптимально для распайки и уменьшения длины дорожек.

 

плата для монтажа Dendy

 

Сами граберы для вытравливания, версия платы 01. Есть более новая, в ней отличается только расположение одного конденсатора. Считаю такую доработку не новой версией. Выкладывать её не буду. Собирал по версии 01, всё отлично, рабочая и отлично встаёт в стандартный корпус.

ССЫЛКА НА ГРАБЕРЫ.

 

Этап №2

Полный комплект деталей для спайки Dendy своими руками.

Вот тут возникают сложности. Процессоры и сопроцессоры уже не выпускают, и найти можно либо старые запасы, либо через китайских друзей.

Процессоры и сопроцессоры.  Для заказа через АЛИ обязательно вступать в переговоры о том, что будет высылать китайский друг. Короче капец) Но рано или поздно приезжают рабочие микросхемы и даже с небитыми пикселями. Последний, у которого заказывал, вот этот. От него приехали UA6527p, но они оказались обычными UA6527 и работали на частоте 21.47, пришлось собрать 2 генератор и проверять работоспособность процессора и сопроцессора на разной частоте. Будьте внимательны.

Самих систем может быть 2 варианта: PAL и NTSC версии.

NTSC версии:  Процессор — UA6527, Видео процессор UA6528
PAL    версии:  Процессор — UA6527p, Видео процессор UA6538

Для выбора системы передачи видео сигнала, не забываем про основной генератор приставки. Разница в выдаваемой частоте генерации, на которых работают эти разные системы.

PAL работает на частоте 26.6
NTSC работает на частоте 21.47

Это все отличия в деталях при сборе PAL или NTSC систем.

Вариант деталей один                            Вариант деталей два

По задумке ребят, которые делали данную плату, все CMD компоненты размера 0805, но это большие по 2 мм детали я рекомендую впаивать размер 0603. Они более подходят для монтажа на данную плату.

Перед закупкой рекомендую посмотреть компоненты на старых платах модемов, материнках, роутерах и подобном хламе. Я выпаял от туда порядка 60% всех CMD компонентов.

Микросхемы: Как выяснилось, память не так уж и ограничена маркировкой. Главное —  найти подобную память с характеристиками: 5V 32K X 8 CMOS SRAM, очень часто встречаются на старых материнках.

После того, как у нас есть все компоненты, осталось найти 60-пиновый разъём для картриджа)

Или мы его выпаиваем со старой приставки, или опять на АЛИ. Я заказывал вот тут, и у меня в запасе ещё остались, могу вручить по себестоимости закупки.

Ну и заключительный поиск упрётся в разъёмы для джойстиков. Тут, к сожалению, альтернатив мало: либо снимать со старой, либо лепить ляпуху из вот такой альтернативы:   D-Sub DB15  Вилка должна быть угловая. Она отлично входит в плату и отлично держит джойстик.

 

Некоторые ссылки на детали:

Катушка индуктивности 

Кнопка Вкл. Выкл.

Переменный конденсатор

Обратите внимание на микросхемы SRAM. Случайно не закажите широкие 24-пиновые. Нужны узкие 28-пиновые.

Диодный мост — его можно устанавливать и на 1 ампер. 1.5 стоит с запасом.

 

И сама плата в сборе со всеми деталями.

Этап 3

Дорожная карта при сборке Dendy своими руками

Схема, если кто всё-таки дочитал до этапа сборки)  Чтобы открыть в полном расширении, на открывшейся картинке правой кнопкой — открыть в новой вкладке и уже левой кнопкой +.

Dendy своими руками

Первым делом

Впаиваем 60-пиновый разъём и проверяем, как прозваниваются все его 60 контактов по дорожкам до тех мест, куда приходит каждый контакт. Почти половина ведёт к СPU, вторая половина —  к PPU. Питание и выходы с генератора.

Вторым делом

Собираем схему питания. Разъём питания, диодный мост, стабилизатор с радиатором, конденсаторы до стабилизатора и после, кнопка включения и кнопка resset. Подаём питание и проверяем все последние ножки на всех микросхемах на наличие стабильного питания в +5 вольт. Последняя нога микросхемы +, минус находится на противоположной стороне в конце микросхемы.

Третьим делом

Собираем схему усилителя звука и вывода изображения. После сборки можно проверить работоспособность каскада касаниями к выходам левого и правого каналов с CPU, ножки 1 и 2. При касании к ним рукой должен появляться тихий шум на выходе усилителя звука. На вашем телевизоре, если вы подключили красный и белый выход ко входу аудио)

Касаниями к выходам с PPU ножка 21 на телевизоре при подключенном желтом кабеле к входу видео будет появляться мелкая рябь.

Четвёртым делом

Паяем все детали и каретки для микросхем на плату. Проверяем каждую припаянную деталь трижды: номинал, как припаяли, прозвонили её по месту.

Пятым делом

Вставляем все микросхемы на свои места. И пробуем запустить без картриджа. На экране должен появится квадрат, называется растр. Ну и какой-то непонятный хруст и звук при включении. Включаем.

Вставляем картридж и включаем.

Долгие мучения с бубном и тщательная проверка пайки ведёт к запуску данного аппарата)

Жёлтым — каскад аудио и видео усилителей и выходов.

Красным — детали питания схемы.

Синим — генератор частоты — для смены частоты с PAL на  NTSC меняется только кварц, PPU и CPU.

 

Напоследок опишу основные проблемы, которые почерпнул на форуме и с которыми сталкивался сам:

 

Основная проблема: картинка есть, игра идёт на экране артефакты — битый PPU, не починить никак, только замена на заранее стабильный для проверки.

ПРИМЕРЫ:

Вторая причина

Питание есть, ничего не запускается вообще HELP!!!.

Причин море) 

Первое и главное: ПАЙКА. Проверяйте 10 раз все детали на работоспособность перед пайкой.

Второе: микросхемы. Очень часто купленные микры не совместимы с китайскими катриками на 400 игр. Не хватает скорости обработки. Проверяйте работоспособность на старых картриджах, которые ещё на капле. У них микры на 5 вольт и там скорость медленнее, чем на новый китайских многоигровках. В моём случае причина незапуска картриджа Кулбой была в микросхеме SN74HC139N. На каплях все катрики работали , а новый 400 в 1 не запускался, пока я её не поменял.

Третья причина:

Криво спаянный генератор частоты. Проверяйте, есть ли генерация на ножках: PPU нога 18   и на  CPU нога 29.

На них и проверяем осцилографом наличие генерации с нашего  генератора частоты сигнала.

Если чего  еще вспомню, добавлю)

За некоторыми деталями можно обращаться ко мне.

На основании всего вышеизложенного можно самому вполне быстро и с удовольствием собрать Dendy своими руками.

Всем удачной сборки.

147 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. Eugen

    Добрый день, Woot. Спасибо за информацию. Буду искать дальше.

  2. Valery

    Добрый всем день. Уже прошло больше полгода как я собрал данную самодельную денди и она продолжает радовать меня своим не полосящим изображением, сочным звуком, и поддержкой всех игр с флеш-картриджа, за исключением некоторых игр европейского региона. Но меня смущало то, что во время продолжительного игрового процесса картинка начинала рябить и чувствовался сильный перегрев стабилизатора 7805 даже не смотря на поставленный радиатор. Так было когда приставка было собрана полностью в корпус, а когда она была (голой) то этой проблемы как и небывало. Устранилась рябь заменой 12V блока питания на 9V и нагрев был не сильным. Затем мне стало интересно узнать разницу между этой денди и оригинальным фамикомом. А разница оказалась колоссальной. Начну с того что между 4 выводом микросхемы 74HC139 и 20 выводом IS61C256AH-15N должен стоять диод зенера 1N5953, параллельно ему резистор 1.2 кОм и развязывающий конденсатор 68p на выходе диода, а здесь в денди они соединены напрямую. Зачем они нужны я так и не понял, но перед тем как я установил их, я заметил что у меня при всём желании ни как не запускалась одна игра: BreakThru. Точнее запускалась, но зависала на карте уровней, и так было со всеми девятью CPU, перезапуск не помогал. А когда установил игра стала работать, правда не всегда с первого раза, кнопка RESET здесь помогает, а 3 из 9 стали проблемными(один вовсе перестал работать с картриджами, другой работает, но с флеш-картриджем сильно зависает и даже не листает меню, третий без RESET не запускает картриджи). Далее, фамиком славится микрофоном на втором геймпаде, ну что ж сайт https://console5.com в помощь собрал себе геймпад с микрофоном, микрофон достал из завалявшегося мёртвого мобильника и полдела сделано. В приставке допаял не достающие компоненты, 10 вывод 74HC368 DD7 снял с земли и реализовал его на разъём первого геймпада под не использованный пин, соответствующий пину SOUND порта расширения фамикома, а также на слоте картриджа пины Sound In и Sound Out разделил и задействовал In, и вот чудо: говорю в микрофон и в телеке я слышу свой голос. Дааааа, вот уж не думал что наши первые ревизии стиплеровских денди были на такое способны и эта самоделка тоже, и кстати в японской версии игры Легенда о Зельде призраки с большими ушами под названием POLS VOICE убиваются микрофоном, да да, с контрафактными CPU это работает тоже (просто удивительно). В американской версии такой трюк не работает. Теперь осталась проблемка которая мне бросилась в глаза раньше, я запустил игру Gimmick в предвкушении услышать невероятный звук, где используется дополнительный аудио канал с картриджа, тем более в моём флеш-картридже этот канал реализован. Вот засада, нехватка музыкальных инструментов слышна в телеке, думал может этот канал на самом деле в картридже не работает, но нет, я попробовал его услышать через наушник подключившись к входу резистора R18 4.7 кОм и недостающий инструмент там играет. Я так понял ,что проблема в схеме микширования, то есть сигнал с дополнительного аудио канала поступает на микшер но почему-то не микшируется. Помогите пожалуйста решить эту не простую задачу, уж очень хочется вкусить этот качественный звук на приставке, тем более что эта приставка можно сказать уже больше не денди, а именно фамиком. Заранее благодарю

  3. Valery

    Добрый всем вечер. Проблему с отсутствием дополнительного аудиоканала решил. Для этого пришлось доработать схему микширования звука в флеш-картридже, поставить резисторы одинакового номинала (поставил по 220 Ом вместо 2.2 и 470, в качестве подсказки о схеме использовалась схема аксессуара караоке для фамикома, так как ни одной схемы картриджей с дополнительными аудио-чипами не нашёл, а подборка номиналов резисторов была импровизирована), а так же пришлось отказаться от схемы стерео усилителя выполненной на микросхеме 4558, поскольку после неё звук был сильно хриплый и зашумленный, и обошёлся конденсаторами 47 мкФ на разъёмах. Очень жаль было отказываться от стерео звука только из-за такой мелочи. Да, но зато Gimmick, Akumajou Densetsu (Castlevania 3) зазвучали так шикарно, можно было подумать что играет 8-битный оркестр, а вот игра Lagrange Point меня вообще сразила наповал своим звуком похожим на 16-битный, и вы не поверите, на имеющейся у меня в запасе денди в виде клавиатуры Киборд К-001 эта игра работает вообще без музыки и лишь несколько звуковых эффектов иногда появляются, а ведь тоже самое я мог услышать и на этой самоделке. Конечно вся эта доработка выглядит как (костыли) на плате, на зато получился уже полнофункциональный фамиком. Предлагаю доработать схему и выложить в свободное скачивание новые граберы, чтобы у всех был выбор (а вдруг из интереса кому-то захочется использовать геймпад с микрофоном к примеру) ну и конечно что бы не приходилось поверх платы монтировать провода, а потом мучиться с установкой в корпус и устранять случайные КЗ, как мне. С наилучшими пожеланиями

    1. Woot

      Спасибо за полное описание вашей доработки.
      попробую добавить ваши доработки в схему и предложить 2 варианта для пользователей.

      1. Valery

        Очень хорошо. Да и вот что ещё забыл заметить, у разъёма порта расширения не понятно зачем в место пина Sound стоит пин J1D0. Если это сделано для того чтобы было проще подключать самодельный разветвитель на четверых игроков и играть в компании, то тогда всё понятно, а как же быть, например, тем у кого есть бандаевский автомат hyper shot, конечно если музыка из в него встроенного динамика звучать просто не будет, то это не критично, а не будут ли вносится в игру некие цифровые помехи. Например, я подключал самодельный геймпад с микрофоном в порт расширения как для второго игрока, а регулятор чувствительности микрофона в ноль выставить забыл, и решил проверить как будут вести себя разные игры, и конечно же управление у первого игрока хоть и не сильно, но искажалось (выполнялись те действия которых игрок не совершал, т.е. самопроизвольно срабатывал прыжок или удар, иногда передвижение было несколько затруднённое), и тут я понял что в порт расширения его подключать не стоит. Может будет лучше если порт расширения будет распинован так как его задумали в нинтендо, или хотя бы сделать тумблер переключения для этого пина между Sound и J1D0? Да, меня это заставило призадуматься. И ещё, может стоит добавить 5-ти и 6-ти штырьковые разъёмы для так называемых встроенных джойстиков, для тех кто хочет сохранить первоначальный вид корпусу своей приставке. Лично я свой корпус не много изуродовал ради того чтобы встроить компьютерные разъёмы DB-15, а к плате припаял навесом штырьки для подключения обрезков проводов от встроенных джойстиков через их же разъёмы с последующей распайкой разъёмов DB-15 под съёмные

        1. Алексей

          Все эти штырьки и перенастройка микшера давно придуманы. Сходите на Эмуленд. Давно есть новые ревизии плат. Собрал около 10 шт. приставок разных ревизий плат. Проблем со стерео и доп звуком на аппаратном уровне никогда не было. Проблемы с доп звуком наблюдались на флешкартридже Everdrive N8, там какой-то косяк в софте, который вроде как до сих пор не исправлен разрабом. Я где-то находил на забугорном форуме правленый каким-то энтузиастом файл, чтобы доп звук на Everdrive N8 работал корректно. J1D0 как правило менял на Sound по согласованию с заказчиком. Идея сделать переключатель возможно хорошая, но востребована ли…

  4. Максим

    Подскажите пожалуйста такой момент:
    В списке компонентов есть конденсатор 15пФ NPO 100В 5%0603, возможно ли его заменить на 15пФ 50В 0805, так как данного номинала нет у меня? Спасибо за ответ!

    1. Woot

      Добрый день, Максим.
      Вам требуется 15пФ и размер самого конденсатора.
      Вольтаж на схеме 5 вольт и, следовательно, если он будет 100в или 50в совершенно не важно.
      Заменить можно. И по месту впаять получится, если есть опыт пайки SMD.

  5. Alex Power

    Отличный блог. Спасибо! Собрал денди джуниор и всё радует в нём!
    Хочу заказать прозрачный корпус из акрила. Может быть кто-нибудь проектировал его
    и любезно поделится файликом нарезки акрила. Буду ооочень благодарен!

  6. Александр

    Woot, а почему такой упор делаете на транзисторный генератор? Почему не использовать генератор на TTL логике — это же проще и деталей на порядок меньше?

  7. Виталий

    Привет Woot. Знаю что идея возникла в башке настолько же интересная, насколько и бредовая: А что если реально собрать на каком нибудь старом 16 битном процессоре свою ПРИСТАВКУ МЕЧТЫ.
    Есть же SEGA MD2 и SNES и Turbo Grafx16 и ещё куча других, на кой хер изобретать велосипед заново?
    Так то да, Я согласен. Но вот какая штука: ни для одной из них нет адекватного конструктора игр такого, чтобы смог разобраться даже школьник. Всякие 3Д АНРЫЛЫ ЭНЖАЙНЫ и прочие мне не интересны, а вот запилить и выпустить свою 16битную приставку со встроенным конструктором игр в 2022, вот это было бы просто БОМБА.
    И вложить в неё хочется все идеи, что накопились за столько то лет: 2 слота под картриджи(позже поясню зачем и при чём тут игра Sonic & Knuckles), 4 слота под геймпады, возможность играть по локальной сети на 8 игроков, своя простенькая операционка, где можно будет регистрировать до 3 пользователей, менять настройки управления играми и приложениями, 3 usb порта, клавиатура + мышь + руль трансформер + световой пистолет с вибрацией. Встроенное 8 битное железо в геймпад со съёиным экраном уровня геймбой, чтобы потом можно было заменить его на более качественный.
    Кому зашло и есть нужные навыки запилить такое, стучите в ВК: https://vk.com/vitaliyorlov3 или в скайп: VitaliyOrlov3

    1. Woot

      Виталий, добрый день.
      Идея по сбору 16 бит заманчива согласен.
      Я даже пробовал подрядить ребят которые участвовали в разработке и модернизации схемы 8 бит.
      Но на практике эксплуатации китайских клонов SMD2,все однозначно пришли к выводу что кроме как просто повторить один из клонов ничего толкового не получится. Уж больно кропотливая работа по разработке своей схемы.
      То звук плохой. то изображение крошится .
      Одни словом очень хлопотно.

      Я хотел приобрести одну из оригиналов SMD2 для себя.
      но купил добротный клон, сделал на нём стерео и на этом остановился.

  8. Максим

    Здравствуйте Уважаемый разработчик!)
    Можете подсказать, куда копать:
    Игра Боевые жабы и ДД.
    Данная игра зависает на одном месте, а именно на первом уровне как только начинается игра (когда жаба выгружается на борт корабля). Просто появляется черный экран и игра виснет. НО, самое интересное в том, что мною было собрано 2 таких приставки на одинаковых компонентах обе. И на одной все работает как положено. Уже игру успел пройти) А вот на второй — зависает в одном и том же месте. Тоже касается проблема и первых жаб на этой же консоли — когда жаба на первом уровне выпрыгивает на землю и также черный экран. Можете кто подскажет куда копать?

    1. Woot

      Добрый день, Максим.
      Мне кажется это проблема со SRAM.
      Если есть возможность без последствий поменять, начните с них.

  9. Андрей

    Здравствуйте.
    Сделал свою Денди, но она не запускается. Вопрос такой, можете сказать какая должна быть амплитуда сигналов синхронизации на ножках CPU и GPU? Сигнал у меня есть, но меньше одного вольта. Как-то очень мало. Но при этом растр на телевизоре есть.
    Есть три GPU и два CPU. Но не работает.

    1. Woot

      Андрей.
      Первым делом проверьте наличие частоты генерации на CPU и PPU
      далее проверяйте наличие 5 вольт на всех микросхемах.
      А уже потом внимательно проверьте всю пайку.
      Если всё перечисленное в норме, надо искать точно рабочие все микросхемы и проверять с ними.

      1. Андрей

        Извините, долго не до этого было. Вопрос в том какая должна быть амплитуда сигналов? Т.е. частота генерации на выходе есть, но размах очень маленький. Меньше вольта. Нет нормальных единиц и нулей, как например на шине данных. Это норма?

        1. Woot

          Добрый день Андрей.
          Тактовый генератор задаёт сигналы для синхронизации различных процессов.
          Сам уровень сигнала, даже незначительный, вполне рабочий вариант.

          Я так понимаю у вас генерация есть, вы собрали вс. схему, убедились в том что все микросхемы заведомо рабочие, а никакой картинки на экране нет ?

  10. Андрей

    Здравствуйте. На экране только сам экран. Т.е. однотонный фон. На разных PPU он разного цвета. Наверно кто-то из них неисправный, но пустой видеосигнал выдают все. Однако, на РРU совершенно нет цифровой активности. На цифровых выводах совершенно тихо.

Загрузить еще комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *